benzobak (benzobak3) wrote,
benzobak
benzobak3

Category:

"Хлебовозка" де Роя (Iveco Powerstar Torpedo 4x4 Gerard de Rooy)

2012-02-29_Dakar_deRooy_Iveco-Powerstar_ZF

В основе гоночного снаряда — итальянское шасси грузовика Iveco Trakker 4x4, на которое установлена кабина и оперение от капотного тягача Iveco Strator, который представляет собой выпускаемую голландской фирмой Charles Feijts Groep (CFG) мелкосерийную "европеизированную" версию "капотника" Iveco Powerstar для австралийского рынка.
_iveco_strator_002
Магистральный тягач Iveco Strator.                                                                                                                                

Капотная компоновка не только позволила довести грузовик до идеальной развесовки по осям (50:50), но и сделала машину на 20 см короче, чем бескапотный вариант (длина 6800 мм против 7000). К тому же подобная схема резко повышает пассивную безопасность: помимо пресловутых "двух метров жизни", значительно уменьшаются ударные нагрузки на организм гонщика.
Кроме этого, несмотря на одинаковые шасси у капотной и бескапотной версии гоночных траков, снаряженная масса "капотника" с учетом 700-литрового топливного бака (9300 кг) получилась на 200 кг меньше, чем у "безносой" модели. А в спортивном автомобиле, как известно, каждый сэкономленный килограмм — на вес золота!

trakker

Iveco Trakker (модель 2012 года).                                                                                                                                      

Серийный 13-литровый шестицилиндровый турбодизель Iveco Cursor 13 на гоночном грузовике "раскачан" до 840 л.с. при 2200 об/мин при крутящем моменте в жутковатые 3600 Нм уже при 1200 об/мин.(900 л.с. при 2200 об/мин, крутящий момент 3800 Нм при 1100 об/мин. по данным 2014 года)
Свирепый момент передается на ведущие мосты Sisu через 16-ступенчатую "механику" фирмы ZF и бездифференциальную раздатку ZF-Steyr. На мостах — дисковые тормоза, по два амортизатора Donerre на колесо (заменены на Reiger на автомобиле 2014 года), трехлистовые пакеты рессор спереди и двухлистовые — сзади.

1604928_659602514099059_273836479_n
1

Powerstar Torpedo №501 без оперения (Дакар-2014).                                                                                              


2
На этой фотографии хорошо видны геометрические параметры Iveco Powerstar
(Дакар-2014).                                                                                                                                                                            



Фрагмент интервью в котором Жерар Де Рой рассказывает о своем автомобиле
"Самосвал для чемпиона" Авторевю №8, 2012.
Автор: Федор Лапшин (фото автора и компании Iveco)

(Сохранен оригинальный текст статьи, некоторые данные уже устарели, см. таблицу ТТХ)

_MG_6951
Интерьер, как и у других гоночных грузовиков, сугубо функциональный

Я подошел на ивековский стенд как раз тогда, когда 31-летний Жерар де Роой, сын прославленного дакаровского гонщика Яна де Рооя, рассказывал о своем «боевом» пути. В 2009 году де Роою-младшему не повезло на ралли Шелковый путь: прыгнул на грузовике с обрыва в пересох­шее русло реки и повредил позвоночник. Пропустив сезон, де Роой вышел на трассу Дакара-2011, но вновь получил травму п­озвоночника. Помогла взаимовыручка: по приглашению команды КАМАЗ-Мастер де Роой две недели лечился в Москве у профессора Бубновского. В итоге не прос­то вылечился, но и построил новый грузовик и выиграл на нем Дакар.

_MG_6964
От «траккеровской» кабины осталась только обшивка дверей

Правда, в конце гонки разразился скандал. Камазовцы узнали о том, что ход подвески грузовиков Iveco превышает разрешенный (42 см вместо 30) и заставили ивековцев «зажать» подвеску, хотя на исход гонки это уже не повлияло. Что думает об этом де Роой? И на основе какого именно тягача сделана его машина? Ведь в Австралии выпускают капотный Iveco Powerstar, а в Голландии по спецзаказам делают очень похожий внешне Iveco Strator...
_MG_7005
Задняя подвеска кабины пружинная, а амортизаторы с выносными резервуарами

— Как и остальные гоночные Iveco, этот был сделан в мастерской нашей команды в Голландии. Но все агрегаты, как и предписано регламентом, в основе своей серийные.

— Сколько весит машина?

— Минимальная масса, разрешенная правилами, — 8500 кг. Мы близки к этому, а развесовка за счет капотной компоновки и вовсе идеальная — «пятьдесят на пятьдесят».

— Кабина и капот — от австралийской модели Powerstar или голландской Strator?

— Ни то ни другое. Кабина от тягача Stralis, а у всех гоночных Iveco — от самосвала Trakker. Мой капот действительно сделан по мотивам австралийского, их у меня два: один углепластиковый, для гонки, но я его расколол. Этот стеклопластиковый, на 50 кг тяжелее.

— А двигатель?

— Серийный 13-литровый Iveco Cursor 13, разумеется, форсированный и с другим турбокомпрессором. Мы ставим эти моторы с 2007 года, а готовит их швейцарское подразделение двигателей Iveco.Около 850 лошадиных сил и 3900 ньютон-метров (возможно, де Роой слегка преувеличил: на интернет-сайте команды указаны 840 л.с. и 3600 Нм — Ф. Л.).
_MG_7074
Прежде чем откинуть капот, надо отстегнуть несколько замков — по бокам и сверху

_MG_7055
Основное место под капотом занимает воздухозаборник. А двигатель «засунут» под кабину

Коробка передач тоже серийная, 16-ступенчатая ZF, но мы пользуемся только шестью высшими передачами. Я бы хотел поставить сюда шестиступенчатую коробку, но таких для этого двигателя нет.
— А мосты? На пресс-конференции вы сказали, что они тоже серийные, но «другого производителя». Это...
— Финские Sisu.
— То есть мосты такие же, как у КАМАЗ­а? Камазовцам они нравятся: легкие, надежные.

N_MG_6698
Мосты — финские Sisu с характерными «прямоугольными» картерами

— КАМАЗ-Мастер адаптировал эти мос­ты к своим грузовикам не так давно, а я езжу на них с 2001 года — еще на гоночные ДАФы их ставил.

— А как насчет независимой подвески Timoney из Англии? (Я знал, что одно время де Роой ездил с ней, но, по словам камазовцев, «собрал днищем все кочки» — Ф. Л.)

— Она была у меня только один сезон, в 2007 году. Сейчас такая подвеска не будет отвечать регламенту.
— Но ведь ей оснащены голландские гоночные грузовики GINAF!

— Там нет амортизаторов с пружинами, а у нас они есть. Подобное сочетание не разрешается.

_MG_7012
Как и у КАМАЗов, здесь стоит демпфер, гасящий удары на руле...

— Кстати, сдвоенные амортизаторы на этом грузовике — французской марки Donnere. А почему не голландские Reiger Racing, как у КАМАЗ-Мастера?

— С амортизаторами Reiger Racing ездят многие: КАМАЗ, MAN... И лучшую продукцию там получает тот, кто больше платит. А у Donnere я единственный «грузовой» заказчик.

— То есть де Роой не в состоянии платить больше КАМАЗа? (Собеседник смеется.) На прошедшем Дакаре был скандал по поводу подвески. Что там произошло?

— Ход подвески был чересчур велик, но только у Стейси и Бьязиона. А у меня все было нормально: я езжу с одними и теми же настройками подвески с 2007 года.

И тут де Рооя, что называется, «понесло»:

— Камазовцы тоже отступают от правил! Взять их новые машины с маленькими фарами: таких дверей кабины, как там, я не видел ни на одном серийном КАМАЗе!

_MG_7023
...и дополнительный гидроусилитель

— Какие поломки были на прошедшем Дакаре?

— Были проблемы с охлаждением, потом сломались задние фиксаторы кабины и кронштейн передней подвески. Но в целом машина получилась очень выносливой: выигрывает не тот, кто едет быстрее всех, а тот, чья машина меньше ломается.

— В команде КАМАЗ-Мастера около ста человек. А у вас?

— У нас тридцать восемь человек, из них двенадцать механиков: когда нет гонок, они работают два вечера в неделю и по субботам. Моей машиной занимаются четверо механиков.

— Что дальше? Ралли Шелковый путь? (Разговор шел еще до ралли — Ф. Л.)

— Нет, на Шелковый путь не поеду: как раз в июле мы с женой ждем третьего ребенка. Так что следующий выезд — на ноябрьское ралли в Марокко. Мне там очень нравится: все время живем в одном отеле и нарезаем круги по окрестностям.

Напоследок к разговору подключился менеджер де Рооя, показав на экране айфона эскизы капотного КАМАЗа: «Смотри, что мы нашли в интернете! Но думаем, что это лишь фантазии, поскольку у камазовцев нет серийной капотной модели». Так и оказалось: эскиз сделал болельщик команды из Чебоксар.
z_6ad1e22b
Таким мог бы быть капотный КАМАЗ: автор эскиза — Андрей Леонтьев из Чебоксар

Уже после этого интервью я побывал в Турине, где расположена ивековская штаб-квартира: там в демонстрационном зале стоит еще один «дакаровский» Iveco — уже бескапотный, Мики Бьязиона. И вот что интересно: ивековцы с неохотой говорят о «носатом» грузовике де Рооя. Мол, это его личная выдумка, эксперимент, не более... На ивековской рекламе (она публиковалась и в Авторевю) — тоже бескапотные машины.
_MG_8034_1
В Дакаре-2012 участвовало пять бескапотных грузовиков Iveco Trakker: на этом Мики Бьязион занял шестое место

Причина ясна: ивековцам нужно, чтобы гоночный грузовик ассоциировался с серийными. Мол, «спортивные технологии — в массы». Еще три года назад были построены бескапотные гоночные машины Trakker Evo I, два года назад — усовершенствованные Evo II. А машина Бьязиона — тоже экспериментальная, переделанная из Evo I.

Если на остальных гоночных Iveco (в том числе и у де Рооя) стоят мосты Sisu и амортизаторы
Donnere, то здесь — мосты Iveco от внедорожников Astra и американские амортизаторы Fox. А вот силовые агрегаты у всех шести машин одинаковые: двигатели Cursor 13, подготовленные в Швейцарии, коробки передач ZF и «раздатки» ZF-Steyr.


Итальянцы очень довольны сотрудничеством с де Рооем: у нас, говорят, получилось своеобразное совместное предприятие, мы поставляем де Роою компоненты, а он оперативно строит из них грузовики. Так что на сегодняшний момент итальянско-голландское «совместное предприятие» — наиболее сильный соперник нашего КАМАЗ-Мастера. И это обещает отличную интригу на Дакаре-2013.

                                                                                                                                                                     

Сравнение Powerstar с другими автомобилями класса Т4 участвовавшими в Ралли-рейде "Дакар-2012"
hh
                                                                                                                                                                                                                                       

Технические характеристики (2014 год)

Без имени-444
                                                                                                                                                                 
1467-2-01-1125-web5
Масштабная модель фирмы WSI (1:50)                                                                                                                  

Tags: dakar, de rooy, iveco, trucks
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments